Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа № 17 Принято на Педагогическом совете МБОУ СОШ №17 Протокол № 1 от «29» 2024г. Утверждаю Директор МБОУ СОШ №17 ___________Т.Д. Читахян Секретарь___________ О.Н. Севумян Приказ № ___ от «29» 2024г. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Весёловская средняя общеобразовательная школа №17 по внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка к плану внеурочной деятельност Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Весёловская средняя общеобразовательная школа№17 Назначение плана внеурочной деятельности — психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной образовательной программы МБОУ СОШ №17 Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами и методическими рекомендациями: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной̆ программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023, №74229). - Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования». - Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»). - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи». - Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №17 -Положение МБОУ СОШ №17 «Об организации внеурочной деятельности в школе. План внеурочной деятельности формируется МБОУ СОШ №17 с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания школы. При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; -поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Направления внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико- ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. При отборе направлений внеурочной деятельности школа ориентируется на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Направления Цели внеурочной деятельности внеурочной деятельности НОО Внеурочные занятия формирование соответствующей внутренней патриотической, позиции личности обучающегося, необходимой нравственной и ему для конструктивного и ответственного экологической тематики поведения в обществе. Коммуникативная совершенствование функциональной деятельность коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Информационная культура формирование представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. Интеллектуальные марафоны развитие общей культуры и эрудиции обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. «Учение с увлечением!» помощь обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Объём внеурочной деятельности План внеурочной деятельности определяет объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей), возможностей школы. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на уровне НОО за 4 года обучения). План внеурочной деятельности рассчитан в 1-м классе на 33 учебные недели, во 2 – 4 классах – на 34 учебные недели. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО при формировании плана внеурочной деятельности начального общего образования предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1: Инвариантная (обязательная) часть: 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); Данные занятия реализуются через различные направления внеурочной деятельности. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) – до 1 часа; - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» – до 1 часа; - занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках РДДМ) – до 1 часа. Формы организации внеурочной деятельности: Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, - в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационнокоммуникационных технологий. Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от урочных и предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетая индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФОП НОО) могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини - исследования; общественно полезные практики и другие. К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. При организации внеурочной деятельности в школе в работе по организации внеурочной деятельности обучающихся могут принимать участие все педагогические работники школы (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь и другие). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Содержание внеурочной деятельности. 1.Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической направленности: «Разговоры о важном» Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Форма организации: беседа, разговор «Орлята России» Цель: развитие социальной активности обучающихся; формирование культуры общения; воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Форма организации занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. 2 Интеллектуальные марафоны «Функциональная грамотность» Цель: расширение творческо-интеллектуальных возможностей учащихся средствами познавательной деятельности, расширение общего кругозора Форма организации: онлайн - занятия, практические занятия, викторины, конкурсы, марафоны. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся. Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МБОУ СОШ №17 соответствуют современным целям начального общего образования. Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МБОУ СОШ №17 достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. Предметные результаты характеризуют уровень освоения обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. На уровне основного общего образования для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287: - внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребностиобучающихся с ограниченными возможностями здоровья); - внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансово обучающихся(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); - внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; - внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся; - внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и др.; - внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, В организации внеурочной деятельности задействованы все педагогические работники школы. Координирующую роль осуществляет директор школы и его заместители. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в виде разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и внеаудиторные формы образовательно- воспитательной деятельности. Формы внеурочной деятельности представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. Внеурочная деятельность реализуется школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ, привлекая ресурсы организаций дополнительного образования, культуры и спорта и других партнеров. При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются учебные кабинеты, общешкольные помещения, возможности структурного подразделения дополнительного образования детей школы. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности школа использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает родительскую общественность. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул на уровне основного общего и среднего общего образования. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в формах занятий в лагере с дневным пребыванием на базе школы, в туристических походах, экспедициях, поездках и др. На внеурочную деятельность по ФГОС ООО в плане отводится: - от 800 часов до 1750 часов для обучающихся на уровне основного общего образования а пять лет обучения, осваивающих ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо от продолжительности учебной недели для нормально развивающихся обучающихся не может превышать 10 часов. Объем недельной нагрузки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должен составлять суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны отводиться на обязательные занятия коррекционной направленности. В МБОУ СОШ №17в 5-9 классах один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном», один час в неделю для обучающихся 6-9 классов отводится на внеурочное занятие по профориентационному минимуму «Россия - мои горизонты», в рамках нравственной и экологической деятельности для учащихся 5 класса реализуется внеурочная деятельность «Юный дружинник», для обучающихся 7 класса -«Юнармия», проектно- исследовательская деятельность представлена в 9 классе внеурочной деятельностью «Географический мир»(1 час), художественно - эстетическая творческая деятельность представлена «Школьный театр малых форм «Непоседы»( 1 час для обучающихся 6класса) и «Школьный медиа-центр»( 1 час для обучающихся 5-9классов) Направление «Учение с увлечением» представлено «Функциональной грамотностью» ( по 1 часу с 6 по 9 классы)и «Робототехникой»( 1 час для обучающихся 5-9 классов). Программа внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 классов. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает: - план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»); -план реализации курсов внеурочной деятельности, по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы); -план воспитательных мероприятий. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Содержание плана внеурочной деятельности Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских лагерей, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.). Формы представления результатов внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования. Особенностями системы оценки являются: – комплексный подход к оценке результатов образования (в рамках внеурочной деятельности - метапредметных и личностных результатов общего образования); – использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базыоценки; – оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно практических и учебно-познавательных задач; – оценка динамики образовательных достижений обучающихся; – сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; – уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; – использование накопительной системы оценивания (портфолио),характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; – использование таких форм оценки, как проекты, карты достижений, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию. уровня управления. Таким образом, в ходе реализации программ внеурочной деятельности ожидается достижение всех трех уровней результатов, что будет свидетельствовать об эффективности внеурочной деятельности: -Увеличение числа детей и подростков, охваченных организованнымдосугом; - Воспитание уважительного отношения к родному дому, школе, городу; - Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению. - Достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у них принимаемой обществом системы ценностей. Приложение 1 к плану внеурочной деятельности на 2024-2025г. План внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №17 НОО по ФОП на 2024-2025 учебный год Направление Внеурочной деятельности Программа Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Учение с увлечением» Недельный объем внеурочной деятельности Объем внеурочной деятельности за год Общий объем внеурочной деятельности «Разговоры о важном» Форма Классы/часы 1 2 3 организации внеурочной деятельности Разговор или 1 1 1 беседа с обучающимися 4 1(а,б) «Орлята России» Разговор или 1 беседа с обучающимися 1 1 1(а,б) Функциональна я грамотность Учебный курс 1 1 1 1(а,б) 3 3 3 3 99 102 102 204 507 Приложение2 к плану внеурочной деятельности на 2024-2025г. План внеурочной деятельности ООО по ФОП на 2024-2025 учебный год Направление Программа Форма Классы/часы Внеурочной деятельности Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Проектноисследовательская деятельность Художественноэстетическая творческая деятельность «Разговоры о важном» «Учение с увлечением» Функциональная грамотность Робототехника «Моя Россия новые горизонты» Профориентация Спортивнооздоровительная деятельность Недельный объем внеурочной деятельности Объем внеурочной деятельности за год Общий объем внеурочной деятельности Деятельность ученических сообществ «Юнармия» Юный дружинник 5 организации внеурочной деятельности Разговор или 1 беседа с обучающимися 6 7 8 9 1 1 1 1 Разговор или беседа с обучающимися Учебный курс 1 1 Учебный курс «Географический мир» Школьный театр малых форм «Непоседы» «Школьный медиа- центр» 1 Постановка спектаклей 1 Подготовка видеороликов, публикаций Учебный курс Учебный курс Учебный курс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Соревнования, походы, деятельность спортивного клуба по плану 3 4 4 4 4 102 136 136 136 136 646 Приложение3 к плану внеурочной деятельности на 2024-2025г. План внеурочной деятельности СОО по ФОП на 2024-2025 учебный год Направление Внеурочной деятельности Программ а Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Профориентация «Разговоры о важном» Спортивнооздоровительна я деятельность Объем внеурочной деятельности за год Общий объем внеурочной детельности Форма организации внеурочной деятельности Разговор или беседа с обучающимис я 1 0 11 1 1 «Моя Учебный курс Россия новые горизонты» 1 1 Соревнования, походы, деятельность спортивного клуба по плану 68 68 6 8 68